Пиво во время поста в православии и католицизме

Разрешается ли пиво во время Великого поста?

Со 2 марта по 18 апреля 2020 года, пока длится Великий пост, верующие совершают добровольный отказ не только от некоторых продуктов, но и от удовольствий. Такие ограничения помогают достичь не только телесного, но и духовного очищения.

В этот период нельзя употреблять пищу животного происхождения и крепкие спиртные напитки (водку, коньяк, виски и др.). Однако богослужебный устав, который регулирует церковные посты, в определенные дни разрешает пить немного вина. А допускается ли употребление пива в дни Великого поста? Каких-либо определенных указаний на этот счет в уставе нет.

Можно ли пить пиво в пост?

Дело в том, что церковное положение, принятое в православии, происходит из Иерусалима. В прежние времена в этих местах не готовили напитков из злаков, кроме вина, поэтому речь идет лишь о нем. Некоторые верующие полагают, что правила, относящиеся к вину, подходят и для пива. Так ли это, попробуем разобраться.

Спор об этом идет уже много лет. Согласно одной из легенд, в Средние века немецкое духовенство даже послало бочонок лучшего пива Римскому Папе, чтобы тот наконец решил, допустимо ли пить пиво в пост.

В те годы в такие периоды братии запрещалось есть не только продукты животного происхождения, но даже твердую пищу. При этом монахам приходилось выполнять тяжелую физическую работу, и пиво помогало им восстанавливать силы.

Употребляли его не только в мужских монастырях, где варили более крепкий напиток, так называемое «пиво отцов», но и в женских. Во время поста монаху было позволено выпить до 5 литров пива.

…Случилось так, что отправленный Папе напиток по дороге из-за страшной жары испортился. Когда он попробовал пиво, то сказал, что от такой гадости удовольствия не получишь, и разрешил употребление этого напитка в пост. И в наши дни в католичестве пиво рассматривается как постный продукт, который не запрещен к употреблению во время поста. Главное условие – пить его в умеренных количествах.

Разрешает ли церковь употребление пива в Великий пост?

Что же касается православной церкви, то ограничения в рационе здесь регулируются богослужебным уставом Типиконом, который в определенные дни разрешает употребление небольшого количества вина.

Хотя чистое виноградное вино и по сей день используется в различных церковных обрядах и считается символом крови Христа, большинство священников считают, что в наше время позволение употреблять слабые алкогольные напитки во время поста устарело.

Оно было принято в средневековые времена, когда качество воды было очень плохим, и вместо нее в монастырях пили вино, разбавленное водой. Сейчас же такой необходимости нет. Так что многие священнослужители полагают, что в пост лучше воздержаться от спиртного, а сэкономленные деньги потратить на благотворительность.

Пиво, как и вино, нельзя отнести к числу необходимых напитков, и отказаться от его употребления в Великий пост истинно верующим не составит труда.

Как писал Иоанн Кронштадский, «поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими, а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету».

Если мы не научимся бороться с физическими пристрастиями, то никогда не преодолеем духовное рабство. Конечно, все страсти мы сами одолеть не сможем, но нам поможет Господь. А делать трагедию из необходимости временного ограничения в рационе, думается, не стоит.

Кстати, как выяснили ученые, всего месяц, проведенный без алкоголя, помогает не только оздоровить организм, но и снизить вес. Достаточно отказаться на этот срок от спиртного, чтобы заметить значительные улучшения в здоровье.

Отказ от алкогольных напитков позволяет снизить уровень холестерина в крови (на 5%), показатели сахара (почти на 25%) и содержание жира в печени (на 15%), а также похудеть на 1,5 кг. Кроме того, у людей, которые не употребляют спиртных напитков, улучшается режим сна и повышается работоспособность.

В какие дни поста допускается пить пиво?

Правда, возвращаясь к вопросу о споре священнослужителей, стоит сказать о том, что некоторые из них убеждены, что пить пиво в течение поста можно. Они ссылаются на устав, согласно которому пить вино в пост можно по выходным дням – в субботу и воскресенье.

Также употребление этого алкогольного напитка разрешено в четверг на Страстной неделе и в дни церковных праздников – на Торжество Православия, Благовещение и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Некоторые священники говорят, что пиво, которое можно приравнять к вину, можно позволить себе в эти же дни.

Сторонники употребления пива в пост уверены в том, что если бы древние священники знали об этом напитке, они обязательно разрешили бы иногда употреблять его постящимся. Логика в этом есть: крепость пива составляет 4-6 градусов, что соответствует разведенному вину.

Однако в любом случае употребление пива категорически запрещено на первой неделе поста, когда согласно церковному уставу, монахи и некоторые придерживающегося строгого поста миряне пьют только воду.

Со второй по шестую неделю включительно можно употреблять фруктовые соки, морсы, квас и компоты, травяные чаи (их можно готовить из липы, иван-чая, ромашки; из ягод, листьев и веточек рябины, малины, брусники и др.).

В разрешенные дни уставом дозволяется выпивать не более двух красовуль вина (эта старинная мера жидкостей равна 125 мл), то есть 250 мл. Поскольку безалкогольное пиво также содержит определенное количество алкоголя, это ограничение относится и к нему.

И, наконец, напомним слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор, 6:12). Если пристрастие к пиву оказывается сильнее нас, то стоит предпринять усилия, чтобы ослабить эту зависимость во время поста.

Пожертвовав своими слабостями, мы приобретаем истинную веру. А борьба со своими страстями и недостатками и есть одна из целей ограничений в этот период.

Итак, получается, что если вопрос о том, можно ли пить пиво в Великий пост, так и остается открытым, верующие вправе сами сделать выбор в пользу того или иного решения. Однако если у вас есть возможность, лучше обсудить этот вопрос со своим духовным наставником.

Источник: vstretim-prazdnik.com

Можно ли пить пиво в пост?

Безусловно, пиво любят многие, а учитывая многообразие сортов, поклонников у этого пенного напитка становится все больше. Согласно статистике, на душу каждого россиянина приходится 27 литров пива в год. И неудивительно, ведь пиво — это не просто напиток для удовольствия и хорошего настроения. Оно утоляет жажду, повышает тонус организма и способствует более правильному обмену веществ. Однако полезный эффект проявляется лишь при умеренном потреблении пива, ведь речь идет об алкогольном напитке. По этой же причине верующие и соблюдающие пост задаются двумя вопросами:

  • Можно ли употреблять пиво во время Великого поста?
  • И если да, то в каких количествах?

В христианстве во время поста верующим запрещено употреблять пищу животного происхождения. Главный смыл поста заключается не в том, что ограничить употребление ряда продуктов, а чтобы достичь некого духовного просветления и очищения. Ведь для многих людей еда и напитки — это не только средство для утоления жажды или голода, но и огромный источник радости и наслаждения. Борясь с искушениями, человек становится сильнее и крепче духом.

В список запрещенных напитков входит и алкоголь. Однако по церковным канонам разрешено употреблять красное вино в ограниченных количествах по определенным дням. А что же касается пива? Мнения христиан на этот счет разделились. У католиков даже существует интересная легенда, правда или нет — неизвестно до сих пор.

Как Папа Римский попробовал пиво

В средние века главными пивоварами в Европе считались … монахи! Особенно славились этим искусством священнослужители, жившие на территории современной Франции. Однажды они решили легализовать употребление пива во время поста, и для этого отправили бочонок с самым лучшим сортом пива на пробу самому Папе Римскому, чтобы тот оценил отменный вкус пенного напитка и позволил добрым христианам пить его в любое время года.

Но в пути бочонок с пивом подвергся высоким температурам, из-за чего просто скис в дороге, превратившись в омерзительное пойло. Папа Римский, отхлебнув всего глоток, тут же дал разрешение на употребление пива всем верующим, т. к. такой напиток не может приносить удовольствия и, как следствие, не развращает сознание высокодуховного и нравственного человека.

Поэтому в католицизме пиво считается постным продуктом, и его употребление официально разрешено даже во время Великого поста.

Пиво и православие

А вот православные христиане расходятся во мнении, можно ли употреблять пиво и любой другой алкоголь во время поста. Забегая вперед, можно сказать, что единой точки зрения и строгого правила не существует. Жаркие дискуссии поделили всех православных верующих на 2 лагеря:

Одни призывают полностью отказаться от пива, т. к. употребление любого алкоголя запрещено в дни Великого поста;

Другие приводят в качестве аргумента типикон (свод церковных правил), который разрешает употребление небольшого количества красного вина в определенные дни поста.

Казалось бы, что общего между пивом и красным вином, однако сторонники этой позиции приводят аргумент. Типикон зародился в Иерусалиме, и в те времена просто не существовало других алкогольных напитков, за исключением красного вина, и пиво никто не пробовал, поэтому оно и не было упомянуто в типиконе. Но если изучить состав пива, то по крепости оно не сильно отличается от вина (и в одном, и в другом напитке всего 4-6 градуса), значит пиво по своим свойствам может быт приравнено к красному вину. Вывод: его употребление допускается и в период Великого поста.

К сожалению, сторонники этой теории не учли (или что более вероятно, не захотели учитывать) один нюанс. Красное вино разрешалось употреблять только в маленьких порциях (общий объем не более 125 мл), при этом его необходимо было разбавлять наполовину водой. Эта традиция берет свое начало из Византии, где во время поста допускалось употреблять легкие фруктовые вина. К сожалению, современные любители пенного закрывают глаза на такие «неточности», поэтому православные церковнослужители призывают отказаться от употребления любых алкогольных напитков до праздника светлой Пасхи.

Что же делать любителям жидкого золота?

Как быть тем, кто жизни не видит без пива, но в то же время хочет соблюсти пост? Как уже было сказано выше, единого мнения и правила на этот счет в православии не существует.

Во-первых, любителям пива стоит посмотреть на этот напиток с точки зрения его необходимости для человеческого организма. Отбросив любовь к пенному напитку и оценив его объективно, пиво не является тем продуктом, без которого человек не может прожить, а значит и во время поста от его употребления можно воздержаться. Ведь суть поста заключается не в том, чтобы просто ограничить себя в еде, а в добровольном отказе от грешных плотских радостей и кутежа.

Во-вторых, стоит прислушаться к доводам православных священников, которые активно призывают отказаться от употребления пива и не делать себе поблажек в период Великого поста. Иначе какой в этом смысл?

В-третьих, любители пенного должны прислушаться к себе и честно ответить на вопрос: что для меня важнее — глоток холодного пива или духовный рост и очищение? Стоит ли вообще поститься, если тяга к запретному выше любви к Богу? И в чем тогда смысл религии и веры?Поэтому логично придерживаться некого золотого стандарта и помнить, что отказ от употребления пива на некоторое время не повод делать из этого трагедию, а пост — это то время, когда проверяется сила воля и крепость моральных устоев.

Источник: beers.su

Разрешается ли пиво во время Великого поста?

Со 2 марта по 18 апреля 2020 года, пока длится Великий пост, верующие совершают добровольный отказ не только от некоторых продуктов, но и от удовольствий. Такие ограничения помогают достичь не только телесного, но и духовного очищения.

В этот период нельзя употреблять пищу животного происхождения и крепкие спиртные напитки (водку, коньяк, виски и др.). Однако богослужебный устав, который регулирует церковные посты, в определенные дни разрешает пить немного вина. А допускается ли употребление пива в дни Великого поста? Каких-либо определенных указаний на этот счет в уставе нет.

Можно ли пить пиво в пост?

Дело в том, что церковное положение, принятое в православии, происходит из Иерусалима. В прежние времена в этих местах не готовили напитков из злаков, кроме вина, поэтому речь идет лишь о нем. Некоторые верующие полагают, что правила, относящиеся к вину, подходят и для пива. Так ли это, попробуем разобраться.

Спор об этом идет уже много лет. Согласно одной из легенд, в Средние века немецкое духовенство даже послало бочонок лучшего пива Римскому Папе, чтобы тот наконец решил, допустимо ли пить пиво в пост.

В те годы в такие периоды братии запрещалось есть не только продукты животного происхождения, но даже твердую пищу. При этом монахам приходилось выполнять тяжелую физическую работу, и пиво помогало им восстанавливать силы.

Употребляли его не только в мужских монастырях, где варили более крепкий напиток, так называемое «пиво отцов», но и в женских. Во время поста монаху было позволено выпить до 5 литров пива.

…Случилось так, что отправленный Папе напиток по дороге из-за страшной жары испортился. Когда он попробовал пиво, то сказал, что от такой гадости удовольствия не получишь, и разрешил употребление этого напитка в пост. И в наши дни в католичестве пиво рассматривается как постный продукт, который не запрещен к употреблению во время поста. Главное условие – пить его в умеренных количествах.

Разрешает ли церковь употребление пива в Великий пост?

Что же касается православной церкви, то ограничения в рационе здесь регулируются богослужебным уставом Типиконом, который в определенные дни разрешает употребление небольшого количества вина.

Хотя чистое виноградное вино и по сей день используется в различных церковных обрядах и считается символом крови Христа, большинство священников считают, что в наше время позволение употреблять слабые алкогольные напитки во время поста устарело.

Оно было принято в средневековые времена, когда качество воды было очень плохим, и вместо нее в монастырях пили вино, разбавленное водой. Сейчас же такой необходимости нет. Так что многие священнослужители полагают, что в пост лучше воздержаться от спиртного, а сэкономленные деньги потратить на благотворительность.

Пиво, как и вино, нельзя отнести к числу необходимых напитков, и отказаться от его употребления в Великий пост истинно верующим не составит труда.

Как писал Иоанн Кронштадский, «поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими, а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету».

Если мы не научимся бороться с физическими пристрастиями, то никогда не преодолеем духовное рабство. Конечно, все страсти мы сами одолеть не сможем, но нам поможет Господь. А делать трагедию из необходимости временного ограничения в рационе, думается, не стоит.

Кстати, как выяснили ученые, всего месяц, проведенный без алкоголя, помогает не только оздоровить организм, но и снизить вес. Достаточно отказаться на этот срок от спиртного, чтобы заметить значительные улучшения в здоровье.

Отказ от алкогольных напитков позволяет снизить уровень холестерина в крови (на 5%), показатели сахара (почти на 25%) и содержание жира в печени (на 15%), а также похудеть на 1,5 кг. Кроме того, у людей, которые не употребляют спиртных напитков, улучшается режим сна и повышается работоспособность.

В какие дни поста допускается пить пиво?

Правда, возвращаясь к вопросу о споре священнослужителей, стоит сказать о том, что некоторые из них убеждены, что пить пиво в течение поста можно. Они ссылаются на устав, согласно которому пить вино в пост можно по выходным дням – в субботу и воскресенье.

Также употребление этого алкогольного напитка разрешено в четверг на Страстной неделе и в дни церковных праздников – на Торжество Православия, Благовещение и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Некоторые священники говорят, что пиво, которое можно приравнять к вину, можно позволить себе в эти же дни.

Сторонники употребления пива в пост уверены в том, что если бы древние священники знали об этом напитке, они обязательно разрешили бы иногда употреблять его постящимся. Логика в этом есть: крепость пива составляет 4-6 градусов, что соответствует разведенному вину.

Однако в любом случае употребление пива категорически запрещено на первой неделе поста, когда согласно церковному уставу, монахи и некоторые придерживающегося строгого поста миряне пьют только воду.

Со второй по шестую неделю включительно можно употреблять фруктовые соки, морсы, квас и компоты, травяные чаи (их можно готовить из липы, иван-чая, ромашки; из ягод, листьев и веточек рябины, малины, брусники и др.).

В разрешенные дни уставом дозволяется выпивать не более двух красовуль вина (эта старинная мера жидкостей равна 125 мл), то есть 250 мл. Поскольку безалкогольное пиво также содержит определенное количество алкоголя, это ограничение относится и к нему.

И, наконец, напомним слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор, 6:12). Если пристрастие к пиву оказывается сильнее нас, то стоит предпринять усилия, чтобы ослабить эту зависимость во время поста.

Пожертвовав своими слабостями, мы приобретаем истинную веру. А борьба со своими страстями и недостатками и есть одна из целей ограничений в этот период.

Итак, получается, что если вопрос о том, можно ли пить пиво в Великий пост, так и остается открытым, верующие вправе сами сделать выбор в пользу того или иного решения. Однако если у вас есть возможность, лучше обсудить этот вопрос со своим духовным наставником.

Источник: vstretim-prazdnik.com

13 «почему» о католиках и православных. Ч.2

Продолжение разговора. Начало здесь.

– Почему крестное знамение у православных совершается справа налево, а слева направо у католиков?

– В Западной Церкви традиция осенения себя крестным знамением слева направо была утверждена только в 1570 году Папой Пием V. В раннем Средневековье, согласно замечанию таких отцов Церкви, как святитель Иоанн Златоуст, крестное знамение совершалось одним большим пальцем путем изображения креста только на лбу. Впоследствии в землях Руси при совершении крестного знамения сначала употреблялось двуперстие, и только после XVI века распространилась повсеместная практика трехперстного крестного знамения. До XVI же века ни на Востоке, ни на Западе относительно того, как правильно совершать крестное знамение, речь никогда не шла, поскольку данный вопрос вовсе не является каким-нибудь основоположным моментом, разделяющим православных и католиков. Таким образом, приведенные Вами две практики – это только проявление различных традиций, а вовсе не догматизированное учение.

– Почему в латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговоренных случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, а в восточном целибат обязателен только для епископов?

– Безбрачие духовенства было принято как норма в Западной Церкви в конце VI – начале VII веков, но утверждено фактически только к XI веку, при Папе Григории VII. Данная практика не соответствует изначальному церковному представлению о священстве, так как всем известно, что и некоторые апостолы (святые апостолы Петр и Филипп), и первые епископы Древней Церкви были женатыми (например, свт. Григорий Нисский). В Восточной Церкви с ростом церковной общины указание о безбрачии было адресовано только к епископам ввиду важности и чрезвычайности их служения в деле управления епархией, так как последнее требовало от епископа абсолютной отдачи. Таким образом, мы видим, что безбрачие высшего священнического чина было обусловлено не некими догматическими критериями, а практическими предпосылками. Епископ, как человек, который должен всецело посвятить свою жизнь служению Богу и вверенной ему пастве, более охотно избирался не из числа женатых, а из числа монашествующих, дабы пред ним не возникало коллизии: кому уделять больше внимания – семье или Церкви.

В то время как в Православной Церкви брак никогда не считался препятствием к рукоположению во священническую и диаконскую степени (о епископской мы уже сказали выше), даже наоборот – обязательный целибат осуждался правилами одного из Соборов (Трулльский Собор 691-692 гг.), в Католической Церкви, на основании некоторых предположений, высказанных еще Блаженным Августином, брак стал считаться чем-то нечистым и недостойным для священнослужителя и потому был запрещен для желающих принять священный сан. Исключение сделали впоследствии только для кандидатов в низшую степень священства – диаконов.

Таким образом, мы наблюдаем большую разницу в подходе к причинам безбрачия в Православной и Католической Церквах. Если в первой безбрачие было попыткой облегчить выполнение священнических функций епископами, то во второй оно обусловлено неправильным взглядом на богоустановленный институт брака.

– Почему Великий пост у католиков начинается с Пепельной среды, а у православных с понедельника?

– Великий пост начинается у католиков только с Пепельной среды по следующей причине. Великий пост, как нам известно, был установлен в память сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне перед Его выходом на проповедь Евангелия. Таким образом, именно сорокадневный период и стал подражанием поста Спасителя. Разница же в Восточной и Западной практиках возникает из-за того, что по-разному ведется счет постных дней. В Православной Церкви Великий пост состоит (номинально) из шести полных недель и шести дней особой, Страстной недели. Следовательно, получается период в 48 дней. Но фактически Великий пост, по мысли некоторых церковных авторов, длится четко 40 дней: из указанных выше 48 дней вычитаются Лазарева суббота, Неделя Ваий и Страстная седмица, которые даже в богослужебном плане имеют свои отличительные особенности.

В Католической же практике из 48 дней поста изымаются все воскресные дни, в которые пост отменяется, и поэтому, чтобы в итоге получился именно 40-дневный период, пост в Западной Церкви начинается со среды первой недели, названной Пепельной в память о ветхозаветной традиции во время поста посыпать голову пеплом, показывая этим свое смирение и готовность измениться.

– Почему Рождественский пост у католиков и православных имеет разную продолжительность?

– Сорокадневный пост перед праздником Рождества Христова получил свое начало только благодаря одному из определений Поместного Константинопольского Собора 1166 года. До этого времени период предрождественского поста в разных Церквах и в разное время варьировался: так, например, в IV веке этот пост длился всего семь дней.

Преподобный Симеон Новый Богослов объясняет 40-дневный период Рождественского поста следующим образом: «Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». Таким образом, преподобным указывается длительность и важность совершения специального поста для встречи Рождающегося Богомладенца.

В католической же традиции Рождественский пост был несколько сокращен и посвящен кроме событию Рождества Христова еще и воспоминанию Второго пришествия Спасителя, которое должно произойти в конце времен. В связи с этим и само название поста получило второе наименование – Адвент (с лат. – «пришествие»). Католический Адвент (его начало в западной христианской традиции соответствует началу литургического года) длится 4 недели и не подразумевает ни особого скорбного покаяния, ни каких-либо гастрономических ограничений. Как уже было сказано выше, это время сугубо радостного воспоминания и ожидания двух пришествий Христа на землю: совершившегося и грядущего. Именно поэтому даже в богослужебных песнопениях постного периода в традиции Католической Церкви говорится не столько о покаянии и очищении себя для достойной встречи Христа, сколько преимущественно о радости и готовности к встрече грядущего Судии Вселенной.

– Почему в латинских храмах есть скамейки, а в храмах восточного обряда нет?

– Лавки и места для сидения есть не только в католических храмах, но и в православных – в последних они не бросаются в глаза, так как расположены не по центру храма, а вдоль стен (в греческой традиции кресла именуются «стасидиями»). Кроме того, православное богослужение имеет даже определенные молитвословия, во время которых, согласно Уставу, разрешается сидеть (кафизмы и седальны).

Но уместно ли человеку, сидя, обращаться к Богу? Однажды апологет Древней Церкви Тертуллиан сказал: «Непристойно сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом». В противовес приведенной цитате стоит вспомнить слова более современного нам святого, святителя Филарета Московского, который любил повторять, что в храме лучше сидеть и думать о Боге, чем стоять и думать о ногах. В молитве главное – наше внутреннее расположение, то, с каким сердцем мы предстоим пред Богом.

Таким образом, стоять за богослужением или сидеть – личное дело каждого, в зависимости от того, насколько ему это позволяют физическое здоровье и совесть.

– Почему восточные и западные христиане используют различные Пасхалии? Как часто даты Пасхи совпадают?

– Согласно правилам Церкви, установленным еще задолго до раскола, отделившего Западную Церковь от Церкви Восточной, празднование Пасхи было установлено совершать в первое воскресенье после весеннего полнолуния, причем не ранее весеннего равноденствия. Однако в связи с тем, что в XVI веке Католическая Церковь перешла на новый, так называемый григорианский стиль, а Восточная Церковь при вычислении дня Пасхи продолжала пользоваться старым, юлианским календарем, разница в Пасхалиях указанных Церквей может достигать пяти недель. Данное явление обусловлено тем, что, согласно той Пасхалии, которой пользуются сторонники юлианского календаря (она еще именуется Александрийской), день весеннего равноденствия является четко определенным – 21 марта. Григорианский же календарь более уделяет внимания так называемым астрономическим сдвигам, указывающим разницу между солнечным и лунным календарем. В силу этого в григорианском календаре день весеннего равноденствия не является постоянным (варьируется между 19 и 21 марта), а потому взаимосвязь воскресенье-полнолуние-равноденствие может отличаться от аналогичной взаимосвязи в календаре юлианском.

– Почему в Православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днем является сам день кончины), в католицизме – на 3-й, 7-й и 30-й день?

– Согласно Преданию Православной Церкви, не являющегося, впрочем, догматизированным учением, поминовение усопших особо совершается в следующие дни после смерти: 3-й – в память тридневного Воскресения Христа и, соответственно, в надежде на будущее воскресение усопшего; 9-й – согласно словам святителя Симеона Солунского, девятый день после смерти – особый день поминовения в память о девяти Ангельских чинах, к которым Церковь просит Бога причислить душу умершего; 40-й – является особым поминальным днем еще со времен Ветхого Завета: именно 40 дней евреи оплакивали смерть пророка Моисея и других величайших угодников Божиих.

О традиции особого поминовения усопших в 3-й, 7-й и 30-й дни, практикующейся в Западной Церкви, впервые официально говорится в одном из богослужебных последований РКЦ – «Гелазианском сакраментарии» (VIII век). Кроме того, о подобной практике несколько ранее находим сведения в письмах святителя Амвросия Медиоланского, который, впрочем, указывает на существование двух традиций: одна из них предписывает поминовения в 3-й и 30-й дни после смерти, а вторая – в 7-й и 40-й.

Источник: ruskline.ru