Совершение поминок в церковный пост

Православная Жизнь

Объясняет епископ Боярский Феодосий (Снигирев).

О Парастасе

– Владыко, каждую пятницу накануне субботы в Великий пост служится Парастас, а в субботу заупокойная Литургия. Скажите, что такое Парастас, каково его значение, почему он совершается в Великий пост, ведь это время покаяния в первую очередь?

– С греческого языка Парастас переводится как «ходатайство». Обычно Парастас служится накануне родительских суббот – дней, когда поминаются усопшие. Особенность этой службы в том, что ее песнопения и молитвы в основном об упокоении умерших, как на панихиде. Основа Парастаса – утреня, на которой вместо полиелея духовенством совершается чтение 17-й кафизмы (эта кафизма называется также заупокойной) посреди храма.

Почему именно постом? Действительно, пост – это время сугубого покаяния, и при этом почти каждая суббота родительская. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «покаяние свидетельствуется не словами, а делами» – делами любви и милосердия. И, естественно, дела милосердия и любви должны простираться не только на живых, но и на умерших. Таким образом, во время поста мы выражаем молитвой свою любовь к усопшим, совершаем в отношении их дело милосердия и исполняем заповедь о любви.

Это духовная причина. А есть еще и Уставная: во время поста в будние дни не совершается полная Литургия, не приносится бескровная Жертва, в том числе за усопших. И суббота – это первый день недели, когда вновь совершается полная Литургия, потому и творятся особые молитвы за умерших.

О правильной молитве об умерших

– Можно ли считать, что во время заупокойных служб мы духовно соприкасаемся с загробным миром?

– Безусловно. «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Во время богослужения Церковь земная непосредственным образом соединяется с Церковью Небесной. Здесь уже нет ни времени, ни пространства, нет живых и умерших, но все едины в Господе.

– Можно ли во время заупокойных служб думать об умерших, рисовать в воображении их образ? Как правильно молиться на таких службах?

– По учению святых отцов Православной Церкви, во время молитвы мы должны избегать какой бы то ни было мечтательности, чувственных воображений. Преподобный Никодим Святогорец говорит так: «Знай, что Бог есть вне всех чувств и всего чувственного, вне всякого вида, цвета, меры и места… и хотя везде есть, но превыше всего; то есть Он есть вне всякого воображения».

Не нужно стараться искусственно вызвать в себе образы умерших и события, связанные с ними, тем более «рисовать» в воображении их образы. Это бессмысленно и даже духовно опасно. Но в то же время естественные для нас воспоминания о близких (в том числе их лиц и слов, их любви к нам) рождают в нас чувство печали и скорби о дорогих людях и этим самым обновляют в нас любовь к усопшим. В этом нет ничего плохого. Любовь нужно обращать в молитву об умерших. Ведь любовь и память – самый лучший стимул и наполнение для молитвы о наших дорогих родных и близких.

Конечно, было бы хорошо каждому верующему в течение поста посещать и все вечерние Парастасы, и утренние Литургии по субботам, после которых совершается панихида по усопшим. Ведь мера нашего усердия в этом труде – это мера нашей памяти и любви к усопшим. А когда ещё потрудиться, если не постом?

Что недопустимо при посещении кладбищ и о важности дел милосердия

– А когда нужно посещать кладбище и для чего?

– Кладбище, как и храм, – также дорогое и святое место для христиан. Церковь всегда с благоговением относилась к телам усопших, памятуя слова апостола Павла, что тела христиан – храм Духа Святого (1 Кор. 3:16). Так же и к местам захоронения отношение у верующих должно быть трепетное. Наверное, уместно посещать места упокоения наших родных в дни их памяти, в дни сугубого поминовения усопших, а по возможности и чаще. Например, в день рождения или день смерти близкого очень желательно пригласить на кладбище священника, чтобы совершить панихиду на могиле.

Разумеется, никаких «трапез» на кладбище совершать не положено. Это языческие вредные пережитки, которые необходимо искоренять. Они особенно популярны были в атеистический период, когда люди без веры в Бога считали своим долгом приносить на кладбища закуску и спиртное, оскверняя таким образом память об усопших. Задача каждого православного христианина пояснять знакомым и родственникам, что на кладбищах мы должны молиться о душах усопших, но никак не «пировать» на могилах.

– Насколько важны дела милосердия, творимые в память об ушедших? И на кого в первую очередь обращать внимание, к кому идти?

– Отвечу словами отцов Церкви. Святитель Иоанн Златоуст говорит так: «Чем больше имеет грехов умерший, тем нужнее для него милостыня; благодетельствуй вдовам и нищим: это самая важная принадлежность погребальная». А вот блаженный Августин пишет: «Милостыни, совершаемые за души умерших, вспомоществуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели сколько они заслужили по грехам своим». «Многие из усопших, – говорит ещё святитель Иоанн Златоуст, – получили великую помощь от милостыни, раздаваемой за них другими».

А обратить внимание для совершения милостыни нужно в первую очередь на действительно нуждающихся людей. Таких сегодня становится все больше и больше. Возможно, вы знаете какую-то бабушку или дедушку пенсионеров или неимущую семью. Прекрасно, когда милостыню можно оказывать адресно и регулярно, при этом анонимно. Тогда подаяние действительно будет совершено по-евангельски и обязательно принесет пользу как нуждающемуся, так и усопшему, за кого подается.

При этом не следует забывать, что милостыню можно оказать не только деньгами, продуктами или одеждой, но и просто участием, улыбкой, добрым словом или протянутой для рукопожатия рукой. Многие нуждаются в этом больше, чем в материальной помощи. А кто-то ждет посещения в больнице или у себя дома, надеется, что о нем люди ещё не совсем забыли, обрадуется, как ребенок любому доброму слову. Необходимо примириться со всеми, с кем имели ссору, всех простить от всего сердца, говорить о людях только доброе (особенно о своих «врагах»). Всё это тоже дела милосердия, которые можно и нужно совершать в память об усопших.

Пасхальная радость для всех – для нас и небожителей

– Есть ли какое-нибудь святоотеческое толкование относительно того, что испытывают души умерших в праздник Пасхи? Что дает им наша заупокойная молитва на протяжении Великого поста?

– В Требнике (книге священнослужителя, где помещены чины молебнов, освящений и пр.), перед чином Погребения умершего в Пасхальные дни, даётся пояснение, которое, думаю, будет лучшим ответом на Ваш вопрос. Приведу эту обширную цитату в переводе на современный язык:

«Необходимо знать, что если кто умрет в Св. Пасху или в какой либо день Пасхальной недели, то при погребении его большая часть из обычных песнопений о скончавшихся опускается ради величия и чести торжественного праздника Воскресения, ибо это праздник торжества и радости, а не скорби. А поэтому пасхальным воскресным пением над умершим Церковь возвещает, что все, умирающие во Христе Воскресшем, с надеждой на воскресение и вечную жизнь, через Христово Воскресение переходят от скорбей этого мира к торжеству и радости. Сокращенным же пением, ектениями и молитвами, положенными над умершими, возвещается, что умершему в покаянии, хотя он и не загладил добродетелями свои согрешения, они по молитвам Церкви прощаются, и он освобождается от греховных уз».
Думаю, что многие из тех усопших, за кого родные в течение всего поста молились со всем усердием, любовью и надеждой, исполняя церковные предписания и совершая дела милосердия, в Светлую Пасхальную ночь смогут вместе со всей Церковью – и земной, и Небесной – возликовать о радости Воскресения Христова.

Источник: pravlife.org

Дни, когда заупокойные богослужения не совершаются

Дни, когда заупокойные богослужения не совершаются

Существуют дни церковного года, когда никакие заупокойные богослужения (и даже частные требы) совершаться не должны. Объясняется это тем, что перечисленные дни по значимости своих священных воспоминаний и по исключительному строю своих служб приравниваются к великим вселенским праздникам. Дни эти следующие.

1. Все воскресные дни.

2. Двунадесятые и храмовые праздники.

3. Лазарева суббота.

4. Великий Четверток.

5. Великий Пяток.

6. Великая Суббота.

7. Среда Преполовения Пятидесятницы[34].

8. День Отдания Пасхи[35].

9. Понедельник Святого Духа[36].

10. 26 декабря (8 января по н. ст.).

11. 1 и 7 января (14 и 20 января по н. ст.).

Кроме того, в первый день Пасхи и в день Рождества Христова панихида в храме и погребение не совершаются до вечера. На первой седмице Великого поста, Страстной и Пасхальной седмицах, а также в седмичные (будние) дни Святой Четыредесятницы панихиды в храме также не совершаются.

Поминовение усопших на Литургии в праздники Пасхи, Рождества Христова и другие большие праздники, а также в воскресные дни может совершаться только

1) священником на проскомидии, когда он вынимает из просфоры частицы за всех живых и умерших;

2) не гласно после освящения Святых Даров во время пения «Достойно есть».

Попытки нарушить Устав и «помянуть» усопшего в указанные дни не принесет пользы ни усопшему, ни поминающему его человеку. Смысл церковного поминовения – обращение к Богу с просьбой о помиловании того или иного христианина. Но если Господь прямо запрещает совершать это поминовение, то к кому тогда обращаются нарушители канонических установлений Церкви? Господь всегда и все совершает ко благу человека, и если Он запрещает совершение того или иного священнодействия в определенные дни, то это никоим образом не направленно против Его чад, то есть нас с вами, живых и умерших. Слова «да будет воля Твоя…», которые каждый христианин каждый день обращает в молитве к Богу, очень хорошо иллюстрируют то, каким должно быть отношение человека к церковным канонам. Человек должен не только покоряться воле Божией, но и доверять своему Создателю всю свою жизнь.

Без воли Божией ни один волосок не упадет с головы человека, а уж тем более смерть его никогда не наступит «случайно». Господь знает, когда прекратить земную жизнь любого из нас, Он знает, на какой период церковного года придется третий, девятый, сороковой день по смерти каждого. Поэтому пытаться что-то «подправить» в Его Промысле просто неразумно во всех отношениях. В первую очередь, конечно, потому что такими своими действиями христианин противится ясно выраженной воле Божией.

Вот как объясняет установление Церкви о запрете заупокойных богослужений в великие праздники епископ Афанасий (Сахаров): «Дни, в которые совершаются великие, так называемые двунадесятые Господские и Богородичные праздники, Святая Церковь ограждает… от всего грустного, покаянного, печального. Но и всякие другие торжества она удаляет с них, чтобы никто и ничто не отвлекало мысль верующих от главного и единственного предмета праздничной хвалы и славословия, праздничных размышлений и созерцаний (курсив – ред.).

Если так тщательно устраняются с великих праздников всякие другие, даже и торжественные памяти, то тем более не может быть допускаемо в эти дни заупокойных молений. Если возглашение имен даже прославленных угодников Божиих сокращается до минимума, то тем более не может быть гласного поминовения имен усопших, ибо заупокойные моления не соответствуют исключительной торжественности великих праздников. Если сохранению единства и целостности праздничного настроения препятствует присоединение второго праздника, хотя бы и вселенского характера, то тем более воспрепятствуют этому воспоминания частного характера, каковы в большинстве случаев воспоминания заупокойные. Поэтому в великие праздники отлагаются все нарочитые заупокойные моления. В эти дни их не должно быть не только на общественном богослужении, но не должно их быть даже и в виде частных треб во внебогослужебное время. Вселенский характер этих праздников не должен затеняться в сознании верующих какими-либо частными воспоминаниями и прошениями».

Поминовение усопших (литургийное) не совершается не только в дни великих торжеств, но и в период усиленного покаяния, когда в будни Великого поста и в некоторые дни малых постов Устав церковный запрещает совершение полной Литургии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник: info.wikireading.ru

Православные похороны и проведение поминок

Проведение поминок по усопшим существует в христианской церкви с самого начала ее основания. Особые дни для этого по православному обычаю — 3, 9 и 40 день после смерти. Кроме того, близкие люди поминают умерших в годовщину, день рождения, день Ангела.

Поминки после похорон проводят на третий день после кончины, когда, в соответствии с учением церкви о жизни за гробом, душа возносится на небо для поклонения Богу. Даже те славяне, которые при жизни нечасто посещали церковь, соблюдая посты и предаваясь молитвам, у последней черты выражают желание, чтобы их похороны и поминки проходили в соответствии с православными традициями.

Значение отпевания

Тело усопшего омывают, одевают в новую чистую одежду, покрывают саваном — белым покровом, подобным которому пользуются при крещении и означающим, что новопреставленный сохранил данный тогда обет. Провести омовение умершего должны не родные ему пожилые женщины. На покойном должен быть нательный крестик. На лоб усопшего надевают бумажный венчик с надписью: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». В руки вкладывают икону Спасителя. Гроб с покойным ставят посреди комнаты, зажигают вокруг него свечи. Перед тем как вынести тело из дома, священник совершает краткую заупокойную литию с каждением, знаменующим, что душа преставившегося, подобно кадильному фимиаму, возносится на небо. В некоторых регионах сохранился обычай при выносе тела и прощании с ним возле дома бить в колокол.

Гроб с покойным приносят в храм для отпевания, без которого душа усопшего не находит покоя.

Устанавливают его головой на запад, ногами — на восток, лицо открыто. Пришедшие с похоронной процессией в церковь держат в руках горящие свечи и молятся о том, чтобы душа прошла все испытания после смерти. Заупокойное богослужение возносит мольбу о прощении грехов, напутствует и провожает усопшего в другой мир, выказывает ему почтение. От лица покойного поются древние стихиры со словами: «Видя… лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте!…»Настиг… страшный час смерти… уже более не поживу с вами!«…»Помолитесь!«…»Придите, дайте последнее целование!« Церковная молитва любящих близких людей за умершего должна исходить от сердца.

Церковь отказывает в отпевании не крещенным в православной церкви, самоубийцам и тем, кто при жизни позиционировал себя атеистом или являлся гонителем верующих.

Погребение и захоронение урны

При прощании целуют венчик и икону, находящуюся в гробу, просят у покойного прощения и молят простить его за то, в чем он был виновен сам. После этого икону вынимают и тело полностью накрывают покрывалом, священник крестовидно посыпает тело землей, произнося: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней», и гроб закрывают крышкой. На кладбище его опускают в могилу так, чтобы лицо усопшего было направлено к востоку. Священнослужитель бросает землю на гроб крестообразно. В ногах усопшего устанавливают крест, как символ спасения, таким образом, чтобы на него было направлено лицо покойного.

В крупных перенаселенных городах все чаще по желанию усопшего или его родственников тело кремируют. Захоронение урны с прахом после кремации может проводиться, как и погребение в гробу: выделяется маленький участок, выкапывается могила. Панихиды и отпевание совершаются, как обычно, но молитвы с венчиком остаются у родных. При кремации в гробу не оставляют святынь. Согласно традициям православной церкви, прах должен быть предан земле. Урну захоранивают, в яму опускают молитву и венчик, предавая их тлению.

Православные похороны дают осознание значения человеческой жизни, сплачивают семью и помогают справиться с болью утраты.

Погребение совершают до захода солнца, не проводят его в день Святой Пасхи и в Рождество Христово.

Поминальная трапеза

После похорон семья покойного собирает его родных, близких и друзей на поминальный обед, который является продолжением богослужения и прощания. Несмотря на то что все эти хлопоты горькие, каждая семья старается организовать поминки как можно лучше, выразив этим любовь и уважение к почившему. Обычно приглашают всех, кто был на похоронах. Если накрыть стол предполагают в доме покойного, то после выноса гроба с его телом моют полы, убирают мусор, устанавливают портрет умершего, зажигают свечи. Организация поминок возможна в кафе или траурном зале ритуальной службы. Меню обсуждается и составляется заранее.

Накрывать стол нужно непраздничной посудой. Какие блюда готовят на поминки? Начинается трапеза с кутьи, кроме нее обязательно подают блины и кисель. Готовят лапшу, овощи, рыбу, мясо, сдобные булочки. В вазочки раскладывают конфеты. На поминки не нужно устраивать грандиозное застолье, чтобы столы ломились от изысканных яств. В наши дни редкая поминальная трапеза обходится без спиртных напитков, однако сладкие и игристые алкогольные напитки должны быть исключены.

Православные поминки после похорон непродолжительны, их еще называют скорбными. Уходя, гости не говорят «спасибо».

Как проводить поминки во время православного поста? Ограничения касаются только Великого поста. Если поминки пришлись на самые строгие его недели (1, 4 и 7), собирается лишь близкая родня. В будние дни Великого поста поминовение на 9 и 40 дней не делают, их переносят на субботу или воскресенье, только не на Вербное. Не будучи уверенными в правильности определения дня поминок в конкретном случае, обратитесь за советом к священнику вашей церкви. Молиться за усопших можно всегда. Поминки в пост в день похорон нужно организовывать, подавая для трапезы такие блюда:

  • суп или борщ, приготовленный не на мясном бульоне;
  • грибы с лапшой или картофелем;
  • овощи свежие, соленые или квашеные;
  • сою, фасоль, чечевицу;
  • блины и пироги, приготовленные по специальным рецептам;
  • изюм, орехи.

Постные поминки начинаются с вкушения кутьи. На Благовещенье и Вербное воскресенье можно подать рыбу. Исключается из меню мясо, молоко, яйца, животные жиры. Не допускаются алкогольные напитки. Пьют квас, кисель, компот, сок.

Поминальный этикет

На поминки без приглашения не приходят. Правила поведения на этом мероприятии основаны на скромности и уважении к покойному и его семье. Как организовать поминки, чтобы они не превратились в повод вкусно поесть и обсудить новости? Главное место за столом занимает хозяин дома, возле него размещаются родственники и близкие люди. Детей рассаживают обычно в конце стола. Приглашает приступить к трапезе один из родных покойного, чаще всего старший. Застольные речи посвящаются усопшему, его добрым земным делам и утешению родных.

У православных христиан существует традиция за поминальным столом молиться об умершем.

Правила этикета на поминках запрещают громко разговаривать, чокаться, смеяться, активно двигаться, жестикулировать, спорить, нарушать порядок выступлений и оскорблять память усопшего. За столом нельзя рыдать, причитать. Если трудно справиться с эмоциями, следует найти уединенное место. В конце поминального обеда родные встают, самая старшая женщина благодарит пришедших на поминки за добрые слова и желает всем здоровья. Уходящим раздают выпечку и конфеты с поминального стола.

Многие приметы и церемонии, связанные с похоронами и поминками, дошли до нас из далекого язычества. Ничего общего не имеют с православным христианством такие обычаи:

  • завешивание зеркал в доме, где лежит покойник, чтобы его душа не осталась по ту сторону отражающей поверхности;
  • укладывание в гроб различных предметов, любимых вещей покойного;
  • кидание монет в могилу.

Обычай ставить для умершего на столе и на могиле еду тоже языческий.

Славянские церковные поминки по усопшим проводят в родительскую, Дмитриевскую и Троицкую субботу, Радоницу. В эти дни в церкви заказывается заупокойная служба, раздается милостыня. После этого идут на кладбище, чтобы поправить могилки и пообщаться с ушедшими. Самое лучшее, что люди могут сделать для своих умерших — сердечно помянуть и молиться о них.

Источник: propohoroni.ru

Можно ли поминать усопших на Страстной неделе Великого поста перед Пасхой

Бывают случаи, когда человек умирает в такой день, что поминки приходятся на Страстную неделю перед Пасхой. Не все православные знают церковные законы, поэтому часто задаются вопросом – можно ли это делать перед таким великим праздником в столько важную неделю. Страстная седмица является самой строгой, последней в Великий пост.

Обычно человека хоронят на 3-й день после смерти. Православные поминают его на 9-й и 40-й день, через полгода и 1 год. Страстная неделя предшествует Пасхе, радостному празднику – Воскресению Иисуса Христа. В течение недели вспоминают о последних земных днях жизни Спасителя, радуются Его воскресению, победе жизни над смертью. В храмах проводят специальные литургии с богослужениями, молятся. Что же делать, если нужно помянуть усопшего именно на такой неделе?

Поминки на Страстной неделе не проводят

На Страстной неделе, на Пасху, и на Светлой седмице гласно усопших не поминают. Перефразированные слова Иисуса Христа звучат так:

…усопших всегда имеете, а Меня не всегда.

Перед Светлым Воскресением Христовым православные говорят о последних днях жизни Спасителя на земле. А усопших не принято поминать в это время. О них совершаются три вида молитвы:

  1. келейная;
  2. общецерковная;
  3. от священника перед престолом.

Келейная – молитва любого человека (возраст и пол не важен) в любой день, даже в Пасху.

Общецерковная – молитва, в которой мертвых не упоминают.

От священника – молитва в первые 3 дня Страстной недели.

Согласно церковным правилам, усопших обязательно поминают на 40-й день после похорон (исключение – Пасха). Если заупокойные службы не проводятся, то поминки на 3-й, 9-й день, полугодовые и годовые переносят. На Страстной неделе заупокойных служб нет, а значит, поминать усопших нельзя. Если так произошло, что они пришлись именно на эту неделю, то их переносят на 1-й день после пасхальной недели, на вторник. Это специальный день – Радоница. Накануне, в понедельник, подают в храмах поминальные записки с указанием имен умерших людей, которых нужно помянуть. В 2020 году Радоница будет 28 апреля.

На кладбище нельзя устраивать трапезу: угощения нужно раздать нуждающимся. Усопших поминают дома, за семейным столом. У могилы умершего человека молятся, вспоминают хорошие события из его земной жизни.

Хоронят ли на Страстной неделе?

Люди умирают внезапно, нередко даже на Пасху. Если человека нужно похоронить в Страстную пятницу, то христианские каноны этого делать не запрещают. Однако, сложно в такой день пригласить священника, который обязан отпеть его. Священники в это время готовятся к праздничной литургии, поэтому необходимо с ними проконсультироваться относительно отпевания и похорон согласно православным обрядам. Иногда в таких случаях похороны переносят на субботу.

Основные правила пасхальной недели:

  1. чтение молитв – келейной, общецерковной, священником перед престолом;
  2. проведение литургий в первые 3 дня – понедельник, вторник, среду;
  3. молитва священнослужителя за усопшего, но не поминовение его;
  4. молитва прихожан за своих умерших родственников, но после литургии.

В любом случае, если нужно помянуть усопшего на Страстной неделе, рекомендуется обратиться за разъяснениями к церковным служителям.

Источник: fdnews.ru